Суд с интернет-магазином

Суд с интернет-магазином
Суд с интернет-магазином

К адвокату обратилась гр. З с просьбой оказать юридическую помощь в споре с известным интернет-магазином, торгующим бронированием отелей по всему миру посредством размещения заказов на сайте.

Дело обстояло так: гр. З через сайт забронировала на две недели номер в отеле в одном городе в Италии. Интернет-магазин выставил счет, и он был оплачен. Однако незадолго до отъезда по житейским обстоятельствам поездка в Италию стала невозможной. Гр.З обратилась в интернет-магазин с просьбой отменить бронь и вернуть денежные средства. Интернет-магазин отменил бронь и отказал в возврате средств, мотивируя пропуском срока требования возврата средств.

Гр.З выяснила, что офис интернет-магазина расположен в Нидерландах, и обратилась в офис с претензией. Однако ей опять было отказано. Отказ был мотивирован тем, что гр. З является участником отношений с отелем, а не с интернет-магазином, отель удержал плату, поэтому ей следует обращаться с претензией в отель. Гр.З написала в отель письмо, в котором просила вернуть плату, однако отель отказал ей в связи с тем, что по правилам отеля она утратила право на возмещение средств. Она поняла, что ей необходима помощь адвоката.

Адвокат, выслушав гр.З, изучив документы и законодательство регулирующее международные отношения, пришел к следующему выводу.

Отношения между гр.З и интернет-магазином являются отношениями, на которые распространяется законодательство о защите прав потребителя, поскольку гр.З заказала в интернет магазине услуги отеля для личных нужд и оплатила за счёт собственных средств. По сути, она оплатила туристические услуги.

Из норм международного права следует, что на отношения с участием потребителей распространяется законодательство страны, в которой находится потребитель. Также это следует и из ст.1212 ГК РФ.

Нормы Российского права, регулирующие сферу оказания услуг, запрещают брать плату за не оказанные услуги. Кроме того, на отношения, связанные с гостиничными услугами, распространяются правила оказания таких услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 “Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации”, согласно которому гостиницы имеют право на оплату лишь оказанных услуг, и оплата за бронирование не может быть выше платы за одни сутки. Внутренние правила гостиниц или отелей не могут противоречить этим нормам.

Из этого следует, если потребитель по какой-либо причине не получил услуг от отеля, то интернет-магазин, который взял оплату за услуги отеля, обязан вернуть ее в полном объеме, при возможном удержании издержек за бронирование в размере не превышающем суточную цену номера.

Кроме того, закон о защите прав потребителей даёт потребителю право выбрать место обращения в суд: либо по месту расположения ответчика, либо по месту исполнения договора, либо по месту нахождения потребителя.
В такой ситуации гр.З не нужно обращаться в суд Нидерландах или в Италии, а можно обратиться в ее районный (хочется сказать родной) Российский суд.

Расходы по ведению судебного спора в другой стране могут быть велики, и при неизвестности результата рассмотрения спора интернет магазины, как правило, не ввязываются в судебные споры, а, получив правильно оформленную претензию, возвращают средства. Это, помимо больших судебных расходов, стимулируется также нормами закона о защите прав потребителей, установившими большие неустойки и большие штрафы, размер каждого из которых может достигать до 100% от спорной суммы.

Адвокатом была составлена претензия, которая была направлена в адрес интернет-магазина, который, получив ее, вернул гр.З требуемую сумму.