О нравственных нормах на суде

О нравственных нормах на суде
О нравственных нормах на суде

Так получается, что одного следования закону для отправления правосудия недостаточно. Судьи, защитники, прокуроры несут такое бремя, для которого книжничество, формализм опасны и разрушительны. Необходимо различение добра и зла, действенная нравственность.

А закон формален и требует соблюдения некоторых зачастую совершенно ненужных процедур. Бывает, формализм поглощает нравственность — снижает ее вес в чаше судебных весов. Пытаясь повысить долю нравственных начал в судебном производстве, были введены кодексы этики, обязательные для всех работников суда, для прокуроров, адвокатов. Конечно, хорошо. Но эти правила помогают не так, как нам хотелось.

 Почему? Может быть потому, что самой своей бумажной сутью они не совместимы с зовом неба или голосом сердца. Они требуют того, чего почти нельзя увидеть, отследить, зафиксировать. Голос сердца не внесешь в судебный протокол.

Может, надо, скажете Вы, повысить ответственность за нарушения этических норм? Можно, но результата не будет. Потому что в каждом судебном процессе есть проигравший, который зачастую обвиняет в своем проигрыше суд и может писать жалобы о том, как к нему были несправедливы судьи, прокуроры и адвокаты, может воздвигать напраслину, выдавать желаемое за действительное. И если дать право обсуждать то, что нельзя проверить, а нравственные нормы именно такие, то в такой ситуации судьи, опасаясь преследования и ответственности, вообще перестанут судить. Либо будут судить так формально, чтобы было нельзя и слова сказать о совести или нравственности…

Есть ли выход? Думаю есть. Он применяется у нас, но, к сожалению, не широко. Это суд народа — суд присяжных.

Если судить будут не юристы, а присяжные заседатели, которые собираются не из юристов, а из народа, и собираются для разбора лишь одного дела, то к ним нельзя применять такие же этические требования, как к судьям. Нет смысла жаловаться на их формализм, потому что они судят не по закону, а по совести. Они неуязвимы для такой критики. И когда судьи нужны лишь для оформления воли народа, прозвучавшей из вердикта присяжных, тогда и чаша нравственности будет полна, и все формальности будут соблюдены.